среда, 7 марта 2012 г.

Маноло Бланик: больше, чем обувь...

 
Туфли, придуманные этим дизайнером, всегда узнаваемы: узкий мысок, тонкий высокий каблук и обязательно что-то оригинальное в цвете, ткани, отделке. За более чем тридцатилетнюю историю бренда Маноло Бланик создал немало моделей обуви, ставших настоящими произведениями искусства, выработал свой особый стиль, но он продолжает искать и экспериментировать, делая неповторимой каждую новую пару туфель.


 
Чех по отцу, испанец по матери, Маноло Бланик родился в 1943 году на Канарах. С раннего возраста он знал, что будет делать обувь. Тогда, в самом начале, он обувал свою собаку и ручную обезьянку. На Канарах, на фазенде деда, его любимой игрушкой были эспадрильи, обычные веревочные туфли, самая распространенная обувь местных жителей. Он украшал их ракушками, монетками, стеклышками - всем, что попадалось под руку. Потом семья переехала на материк, и в 12 лет он пошел в школу Женеве. После школы поступил в университет и принялся было изучать литературу, но бросил. Занимался торговлей антиквариатом в Париже, слушал лекции сначала в парижской, затем в лондонской Школах изобразительного искусства.
В Лондоне и осел: "Я остался здесь навсегда. Это моя судьба".
 
Эскиз туфель Маноло БланикПоначалу он хотел заняться созданием костюмов для кино и театра. Но при такой работе пришлось бы общаться с огромным количеством людей, на что у Бланика, как он сам признается, никогда не хватало ни желания, ни терпения. Первая обувная коллекция молодого дизайнера была подготовлена в 1973 году к показу моделей Оззи Кларка, которого Бланик считает величайшим британским дизайнером того периода. В том же году, в самом сердце лондонского Челси, он открыл свой первый бутик. С тех пор уже больше 27 лет слава и Бланик неразлучны.
Сегодня он - один из самых востребованных обувных дизайнеров мира высокой моды. Настоящим подарком стало для Бланика приглашение работать с Домом Dior. Переняв эстафетную палочку от другого великого сапожника - Роже Вивье, Бланик на настоящий момент является единственным обувщиком, чье имя появляется в рекламе на равных с именем кутюрье, для которого предназначена его обувь. Бланик утверждает, что способен черпать вдохновение во всем, что его окружает: в произведениях искусства, в природе, в путешествиях, в кухне, в людях. Однако самые продуктивные - это моменты ожидания в аэропорту, там можно столкнуться с совершенно невероятными людьми.
Одежда не имеет значения, порой человек одной своей манерой поведения, одной походкой создает вокруг себя какую-то особую атмосферу. По его мнению, магия обуви заключена в ее форме и, прежде всего, в очертаниях каблука. Элегантная обувь подчеркивает красоту походки. "Когда туфли придают стройность полноватой ноге, меняя походку женщины, это для меня и означает успех. Превратить "обычную" женщину в необыкновенную трудно, но мне удается сделать себе такой подарок".
Среди поклонниц модельера замечены такие знаменитости как Мадонна и Наоми Кемпбелл. Они легко могут себе позволить себе "бланики" по 300-1100 долларов за пару. Впрочем, разве это цена, если речь идет о совершенстве? После показа одной из коллекций обуви Бланика в торговом центре Неймана-Маркуса в Лос-Анджелесе одна из восхищенных зрительниц немедленно заказала сразу 50 пар.
 
Эскиз туфель Маноло БланикУдовольствие, блаженство, наслаждение - любимые слова Бланика, когда речь заходит о его работе.
Это случай на редкость гармоничного совпадения интересов художника с потрясающим успехом плодов его творчества на рынке.
Во многом благодаря виртуозному владению техникой ремесла, которую он освоил в совершенстве.
"Когда мне приходит в голову какая-то идея, я тороплюсь набросать ее на бумаге. Практическое воплощение моих фантазий по сложности граничит с возможным. Мой главный принцип? Если я это делаю, то делаю потому, что мне это нравится. Я не думаю о том, кто и как будет это надевать".
(Впрочем, это уже кокетство: одно из основных достоинств обуви Бланика-удобство и легкость.)
По эскизу он самостоятельно выпиливает деревянную колодку, моделирует каблук.
"Самая сложная часть работы-колодка и каблук. Если каблук технически не отработан, вы не сможете продать туфли, люди в них просто будут падать".
Подобрав материал и цвет, Бланик передает образец на фабрику.
Обувь марки Manolo Blanik производят четыре итальянских обувных фабрики, каждая из которых имеет свою специализацию. Одна занимается выпуском классических легких туфель с маленьким каблучком, другая производит обувь для коллекций высокой моды, третья - повседневную обувь, четвертая - спортивную. "Современная обувь" по Бланику легка, практична, сочетается с любым силуэтом и ее можно носить с утра до вечера. В Лондоне обувь Маноло Бланика пользуется большим спросом у покупателей всех возрастов, в то время как на американском рынке это в основном молодежь в возрасте от 9 до 27 лет.
 
Кадр из фильма Несмотря на рост своей популярности в мире (открывается бутик в Берлине), Бланик упорно продолжает считать себя мелким производителем и не собирается расширять свое дело. Любовь к традициям и классике определяет стиль Бланика.
"В своей работе я всегда стремлюсь к совершенству. Мои туфли для тех женщин, которые всегда хотят выглядеть потрясающе. Я не гонюсь за модой. Мои модели существуют вне моды, вне модного контекста. Конечно, они смотрятся модно на людях, которые их покупают и носят, но сам я никогда не делаю ничего ради того, чтобы "быть модным". Моя хитрость в том, чтобы создать продукт, неподвластный времени. Эти вещи никогда не будут смотреться безнадежно устаревшими. Главное в моих туфлях - легкость и женственность".
Самая знаменитая почитательница этого бренда – персонаж Сары Джессики Паркер из сериала «Секс в большом городе». Кэрри Брэдшоу постоянно носит туфли от Маноло, говорит о них, а при встрече с грабителем умоляла забрать все: деньги, драгоценности, но только не любимую пару босоножек...
 
Справка:
Знаменитый дизайнер женской обуви поставил мир с ног на голову: туфли Manolo Blahnik всегда в центре внимания.
Это ценность символическая, объект не столько желания, сколько поклонения, который не первое десятилетие притягивает взволнованные взгляды мужчин, соперниц и посетителей музеев.
 
Крупным планом: Кадр из фильма 1942
Маноло Бланик появляется на свет на Канарских островах. Он и его младшая сестра Евангелина растут вдали от мировых столиц, учились дома.
"У нас не было соседей, рядом был только дом деда, - вспоминает дизайнер. - Банановые пальмы, море и мы... в общем-то, рай».
Родители нередко выезжают в Париж и Мадрид, где мать приобретает вещи любимых дизайнеров, например, Кристобаля Баленсиаги. Иногда она в порядке развлечения учится делать каталанские эспадрильи под руководством местного сапожника.
«Уверен, что интерес к обуви у меня почти генетический, - утверждает дизайнер. - Я не только наблюдал, как из ленточек и шнурков рождаются туфли, но мне позволяли быть вовлеченным в процесс».
Кроме того, мать выписывает модные американские журналы, в частности Vogue и Glamour, которые месяцами плывут через Атлантику в одной посылке с детскими комиксами.
 
 
Туфли от Маноло Бланик1965
Родители хотят, чтобы Бланик стал дипломатом и отправляют сына в Женевский университет - штудировать политику и юриспруденцию. Однако он предпочитает заниматься литературой и архитектурой, а потом и вовсе переезжает Париж изучать историю искусств в Школе изящных искусств. На жизнь Бланик зарабатывает в бутике винтажной одежды на улице Бонапарта.
Через три года отец помогает ему перебраться в Лондон и поступить в лингвистический колледж, чтобы совершенствовать английский, но Маноло по большей части проводит послеобеденные часы в кинотеатре на Лейчестер-сквер. Попутно он трудится в модных бутиках, берет дизайнерские заказы, пишет для Vogue Italia и мечтает стать художником по театральным декорациям.
 
1971
Собрав портфолио своих эскизов, Бланик отправляется в Нью-Йорк в надежде найти работу мечты. Его парижская подруга Палома Пикассо, младшая дочь знаменитого художника, знакомит Маноло с Дайаной Вриланд, редактором американского Vogue и знаковой фигурой модной индустрии.
Ознакомившись с работами заморского гостя, Фриланд замечает набросок, на котором красовалась туфелька с плющем и веткой вишни, оплетающей лодыжку.
Звучит судьбоносная фраза, лишившая, по всей видимости, мир хорошего театрального художника: «Почему бы вам не делать аксессуары? Займитесь обувью - она у вас замечательно получается».
 
 
Туфли от Маноло Бланик1972
Вернувшись в Лондон, ободренный Маноло начинает сочинять мужскую обувь, но быстро разочаровывается: ее невозможно сделать лучше, не привнося чуждых мужскому стилю элементов. Дизайнер переключается на прекрасный пол, поставляя туфли для бутика Zapata в Челси. За изящными новинками начинается охота: их расхватывают модные критики и звезды, включая Джейн Биркин и Шарлотту Рэмплинг.
Осси Кларк заказывает Бланику первую коллекцию для своего показа. Туфли получаются замечательные, но диковатые - каблуки прогибаются под тяжестью пятки, поскольку Бланик по собственному признанию «забыл их укрепить». Впрочем, в целом получается так хорошо, что британский Vogue рекомендует относиться к техническому несовершенству с юмором.
Через год дизайнер выкупает Zapata и начинает управлять бизнесом на пару с сестрой Евангелиной. Women's Wear Daily отзывается о бутике, как об «одном из самых экзотических мест Лондона», а туфли называет «хоть и не столь удобными, но, безусловно, очень необычными».
Очевидцы рассказывали, что в Zapata кипит жизнь, мастер командует помощниками, рассуждает о свежем номере Vogue и болтает по телефону с друзьями-заказчиками, включая Джерри Холл и Бьянку Джаггер (последняя, кстати, в 1977 году въедет в Studio 54 на белой лошади именно в туфлях Manolo Blahnik).
 
Туфли от Маноло Бланик1974
Маноло - импознатный городской герой, икона стиля. Он становится первым мужчиной, попавшим на обложку британского Vogue - в полупоцелуе с Анжеликой Хьюстон на фоне пылающего закатом моря.
Впрочем, дизайнер вовсе не только прохлаждается; напротив - ездит по ателье, осваивая секреты мастерства, подыскивает лучших производителей.
«У меня ушло много лет на то, чтобы понять, как делать красивую и технически безупречную обувь».
 
1978
Маноло начинает экспансию на американский рынок.
Сначала - коллекция для Bloomingdales, затем - магазин на Мэдисон-авеню, коллекция для Perry Ellis. Формула успеха по Бланику - это выверенное сочетание авангардных элементов с классическими, не выходящими из моды решениями, помноженное на экстравагантные детали и качество, несвойственное эпохе массового производства.
Кадр из фильма Узнаваемое очарование туфлям Manolo Blahnik придают намеки на эклектичный пантеон источников вдохновения дизайнера, среди которых фильмы Висконти и Кокто, гранд-дамы прошлого Елизавета Австрийская и Паулина Боргезе, картины Эль Греко и Веласкеса, а так же творения Кристобаля Баленсиага, Коко Шанель и Ива Сен Лорана.
Бланик вернул женщинам шпильки, положив конец эре толстых платформ.
Это, разумеется, не единственная его находка: точно так же Маноло превратил с детства ему знакомый силуэт средиземноморских мулов в моднейшие туфли mules.
 
1984
Маноло создает обувь для коллекции прет-а-порте Calvin Klein, выходя на новый круг клиентов. Это лишь первый из совместных проектов дизайнера, находивших закономерный успех. Достаточно упомянуть сотрудничество с Айзеком Мизрахи, Джоном Галльяно, Биллом Блассом, Каролиной Херрера, Оскаром де ла Рента.
 
Крупным планом: Кадр из фильма 1991
Бланик превращается в феномен массовой культуры. Мардж Симпсон щеголяет в его туфлях в новом эпизоде «Симпсонов». Через 10 лет обувь Manolo Blahnik станет полноправным героем второго плана культового сериала «Секс в большом городе». Как говорила Кэрри Брэдшоу, оказавшись лицом к лицу с грабителем на улице Нью-Йорка: «Сэр, пожалуйста, берите сумочку Fendi, берите кольцо и часы, но только не трогайте мои Manolo Blahnik».
За десятилетие, которое разделяет эти бенефисы, Бланик получил две награды CFDA, две награды British Fashion Council и запечатлел себя в сознании сотен тысяч, как человек, в одиночку создающий дизайн всей обуви своей марки, лично оттачивающий детали и с маниакальной тщательностью контролирующий качество продукции.
В 1998 году вице-президент Neiman Marcus призналась, что туфли Маноло - объект не столько желания, сколько поклонения, а визит в его магазин - акт, сродни паломничеству.
Мадонне в свою очередь принадлежит едва ли не самая знаменитая цитата на эту тему: «Туфли Manolo Blahnik - как секс, только лучше. Они служат дольше».
Сам дизайнер ничуть не отрицает, что его обувь - в значительной степени эротическая история.
«Стоит женщине встать на каблуки, как ее походка меняется. Она мгновенно становится сексуальнее».
 
Кадр из фильма 2003
Маноло Бланик становится первым дизайнером обуви, удостоившимся персональной выставки в лондонском Музее дизайна. Одновременно появляется роскошное издание эксизов мастера.
Через два года дизайнер создает обувь для фильма Софии Копполы «Мария Антуанетта». Картина берет «Оскара» за лучшие костюмы.
В 2007-м за вклад в развитие английской индустрии моды Бланик удостаивается звания кавалера ордена Британской империи.
В отдельных случаях дизайн женской обуви - вопрос государственной важности.
Если не больше.
 
Источники: vogue.ru, allshoes.ru

0 коммент.:

Отправить комментарий

 

© 2009Rétro-Chic | by TNB