четверг, 3 марта 2011 г.

Ловцы тенденций. Охота на тренды

 http://farm3.static.flickr.com/2395/1854016155_0090aeba2c.jpg

Часть нашей повседневности постепенно становится прошлым, а в каких-то ее точках рождается будущее. Для обозначения таких «островков» будущего в настоящем и используют слово «тренд». Преимущественно оно касается новых тенденций в моде, но не только. Есть люди, для которых правильное употребление этого слова является, в сущности, профессиональной деятельностью. Этих людей называют тренд-сеттерами (тренд-кетчерами, тренд-вотчерами, тренд-спотерами, и другими словами, подобными названиям собачьих пород).








 
http://www.rightonmag.com/wp-content/uploads/2009/12/lip-girls.bmp
Еще несколько десятилетий назад предвидение будущего считали эзотерикой, чтобы не сказать, шарлатанством, в настоящий момент это — уже настоящая индустрия. Существует множество агентств, сайтов, специальных изданий, предназначенных для отслеживания, прогнозирования и аналитики трендов: начиная с цветовой гаммы, которая будет модной в следующем сезоне, и, завершая новыми социальными и личностными характеристиками, которые дадут о себе знать до конца следующего года. Хотя, как утверждают сами специалисты, речь идет не о паранормальной способности видеть будущее, а лишь об умении внимательно наблюдать за настоящим. О так называемой тенденции сезона можно прочитать в любом женском журнале. Но вопрос заключается в том, откуда эта «тенденция» берется. На первый взгляд, ответ кажется очевидным: общие черты коллекций, представлены на сезонных показах мод. Оказывается, не совсем.
Дизайнерские коллекции — лишь одна из составляющих, которую учитывают, формируя тенденции для массовых коллекций одежды и аксессуаров. Другими составляющими является новые предложения текстильщиков, преференции потребителей, уличная мода, уличное искусство, клубная культура, светские тусовки, знаменитости, блоги посвященные моде, и многое другое, что каким-то образом характеризует дух времени. Хоть последняя категория кажется достаточно-таки эфемерной, существуют конкретные методики ее исследования. Вот одна из них: специалист снимает на видео уличный пейзаж непрерывно, проще говоря, все подряд. Потом прокручивает эту своеобразную хронику в быстром темпе так, чтобы картинка вышла смазанной, и считывает общий фон. А к нему уже добавляет новые «пятна». Суть этой процедуры в том, что фиксация фона дает возможность определить, какую «фигуру» или цвет потребитель воспримет как что-то новое. Важными агентами в отслеживании духа времени являются также уличные фотографы и фотографы светской хроники, объект внимания которых — модные тенденции, рождающиеся непосредственно «в массах».
Термин street fashion (уличная мода) сначала получил распространение благодаря японской «самодельной» моде, которая стала там особенно популярной в начале ХХІ ст. Японская же уличная мода обратила внимание агентов модной индустрии на уличную моду в целом как явление.
Оказалось, что на улицах городов Европы и Америки тоже происходит много чего интересного. Одним из основных источников западной уличной моды есть огромное количество магазинов одежды и аксессуаров. То есть, в отличие от японской уличной моды, которая, из-за нехватки собственных традиций постоянно что-то изобретает, западная уличная мода скорее живет за счет неисчерпаемых возможностей комбинирования элементов из огромного модного архива, совмещая их, в частности, и с новыми брендами. Таким образом, рождаются свежие идеи — некоторые становятся более популярными и распространяются и в модном мэйнстриме.
Еще одним объектом постоянного внимания исследователей трендов является уличное искусство: граффити, трафареты, уличные плакаты, стикеры, уличные инсталляции — любые виды художественного вмешательства в городское пространство. Есть сайты, на которых проводится ежедневный мониторинг надписей и изображений на публичных поверхностях в больших городах. В уличном искусстве, также как и в уличной моде, легко можно отследить наиболее распространенные мотивы, при чем важно, что не только эстетические, но и идеологические.
Как следствие, в буках тренда (каталогах) можно увидеть прогнозы о том, что в следующем сезоне актуальным будет, например, протест и революционность. Или наоборот — показательная аполитичность и лиричность. Уличное искусство является открытым пространством коммуникации, доступным для любого. В этом и сосредоточена его ценность для исследователя трендов. Огромная армия анонимных любителей сразу реагирует на наиболее актуальные мотивы, воспроизводя их в разных вариациях. Остается это только зафиксировать. А молодежные субкультуры, разнообразные тусовки — все это тренд-спотеры рассматривают, с одной стороны, как лабораторию идей, с другой — как простор для испытаний. Результаты наблюдений заносятся в буки тренда, с помощью которых рядовые «потребители» тоже становятся соавторами будущих модных тенденций. Хоть это, к сожалению, унифицирует моду. А самый универсальный тренд-каталог — это, без сомнения, мировая сеть.
Вот что советуют начинающим тренд-спотинга специалисты: «Потребители во всем мире активно вкладывают значительную часть своей жизни в Интернет (проживают часть своей жизни в нем). Вы (или тренд-команда) можете визуально «жить» среди них на работе, дома, на улице». Не оставляя свое место около компьютера, можно стать почти вездесущим, читая он-лайн дневники, наблюдая за трансляциями домашних веб-камер, погружаясь в видеоролики на YouTube или в миллионы фото, выложенных на сервисе Flickr потребителями от Мексики до Японии. Добавьте сюда специализированные блоги и тематические форумы. Все это называется в настоящий момент виртуальной антропологией. Благодаря Интернету у современных антропологов, этнографов, маркетологов и аналитиков тренда, практически исчезла потребность в «полевых» исследованиях.
Но, даже полностью погрузившись в блогосферу, всей информации ограниченному количеству людей охватить, а тем более проанализировать и отфильтровать, не под силу. И здесь на помощь приходит неограниченное количество заинтересованных он-лайн пользователей. Есть множество открытых сайтов, посвященных охоте на тренды, которые поощряют собственных посетителей к активному участию. Правда, стоит отметить, что в этом случае под словом «тренд» имеют в виду скорее разнообразные интересные и перспективные новинки, но «новинки» в самом широком понимании — от инновационного дизайна до изменений, связанных с образом жизни. Соответственно, множество пользователей завороженных новизной и магией слова «тренд» рыщут в Интернете в поисках чего-то особенного, что скоро станет массовым. Это достаточно-таки приятное занятие, ведь оно дает тебе возможность быть «на шаг впереди», приобщиться в какой-то степени к авангарду моды. Более того, серьезные агентства открывают посетителям собственного сайта все «тайны производства», приглашая их к сотрудничеству. Предварительно проведя виртуальный экспресс-майстеркласс «как стать успешным тренд-вотчером», привлекают предложением наподобие «Посылайте нам свои находки, если они действительно будут ценными и новыми, вы получите вознаграждение».
Наверное, процент действительно «ценных» находок непрофессиональных аналитиков тренда будет не слишком значительными, но для профессиональных аналитиков тренда любые «находки» составляют ценность. Во-первых, очевидными являются преимущества привлечения как можно большего количества агентов наблюдения. Во-вторых, когда потребители осуществляют отбор, они демонстрируют тем самым собственные приоритеты, с чего тренд-вотчеры уже делают соответствующие выводы. Потребитель является центральной фигурой, вокруг которой ведутся поиски будущих тенденций. Больше всего специалистов интересуют потенциальные склонности и желания «маленького человека» — то, что до сих пор не обнаружено, но возможно. Поэтому аналитики тренда внимательно относятся к творчеству и фантазированию потребителя — сферам, менее всего подчиненным реальным обстоятельствам. Но не стоит забывать, что конечной целью этих поисков нераскрытых возможностей человеческой природы является, прежде всего, расширение возможностей рынка. Так или иначе, не раз уже становилось трендом «одеваться против трендов». Но и это почти всегда превращалось в мейнстрим.
Фото: thesartorialist.blogspot.com 
Отсюда 


2 коммент.:

Анна комментирует...

Интересная статья!
Отличный блог!!!

Mademoiselle IREN комментирует...

Спасибо Вам, Анна, за внимание и добрые слова.

Отправить комментарий

 

© 2009Rétro-Chic | by TNB